(Морозкин Никифор Михайлович; 13.03.1870, с. Выжелес Спасского у. Рязанской губ.- 1.07. 1938, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из крестьянской семьи. Через неск. лет после его рождения родители переехали в с. Студенок Изюмского у. Харьковской губ., где отец стал работать бондарем. В 1888 г. Никифор Морозкин переехал в Оренбург, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика. В 1899 г. он поступил в число братии Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне в черте Москвы). 25 нояб. 1903 г. он принял монашеский постриг с именем Никанор, 24 янв. 1904 г. рукоположен во диакона. 5 окт. 1909 г. Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов; впосл. митрополит) рукоположил Н. во иерея в храме Христа Спасителя в Москве.
27 февр. 1917 г. Н. назначен духовником братии Перервинского мон-ря. 24 авг. 1920 г. совет общины при Иверской часовне, приписанной к Перервинскому мон-рю, просил патриарха Московского и всея России свт. Тихона назначить Н. заведующим часовней как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности»; их прошение было удовлетворено. В 1922 г. Иверская часовня была ограблена: воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и нек-рые др. ценности. Члены церковного совета и Н. были арестованы по обвинению в халатности. Н. находился во время следствия в тюрьме, был оправдан судом и освобожден после 11 месяцев заключения. Вернулся в Перервинский мон-рь и был назначен его настоятелем. В 1923 г. он был возведен в сан игумена, а затем архимандрита, в том же году стал членом Московского епархиального собрания. Был настоятелем Перервинского мон-ря до 1928 г. К тому времени в обители оставалось всего 3 насельника, включая самого Н.
2 февр. 1932 г. Н. арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе заявил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как с моей стороны никакой антисоветской агитации не было. Я считаю себя обязанным исполнять среди крестьян требы, на к-рые меня приглашают, но в разговоры с крестьянами о политике никогда не вступал. Лично я относительно советской власти считаю, что со стороны ее в отношении Церкви гонения нет, но есть гонение на духовенство, которое невинно содержится в тюрьмах». Признал, что высылал ежемесячно помощь ссыльному архимандриту Перервинского мон-ря. 13 марта 1932 г. приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в Алма-Ате. 1 июля 1934 г. как инвалид освобожден от дальнейшего пребывания в ссылке. Поскольку проживать в Москве Н. было запрещено, он поселился в с. Спасс Волоколамского р-на Московской обл. и стал служить в местной Спасо-Преображенской ц.
26 марта 1938 г. Н. вновь арестован по обвинению в «антиколхозной агитации и выступлении против выборов». Содержался вначале в тюрьме в Волоколамске, затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Отказался признать себя виновным в контрреволюционной деятельности. Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 14 июня 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г.